Безопасность полетов

09.02.2015

В пятницу, 6 февраля, в вертолетном клубе с пилотами вертолетов Robinson было проведено занятие по безопасности полетов, посвященное анализу авиационных происшествий с вертолетами Robinson за период с 2012 по 2014 г.

Каждый день со стапелей фирмы Robinson Helicopter сходят 6 вертолетов - 2 типа R-44, 3 типа R-22 и 1 тип R-66. Часть этого потока, как в виде новых вертолетов, так и через вторичные продажи, попадает в Россию и страны СНГ, где ниша легких вертолетов довольно далека от заполнения. Человек, имеющий желание и возможность купить для частного использования легкий вертолет, очень быстро оказывается клиентом фирмы Robinson Helicopter.

Глава компании Фрэнк Робинсон однажды озвучил такую максиму: «При разработке нашего первого вертолета для частного использования я исходил из очень ясного принципа - создать такой вертолет, который я бы хотел иметь сам». Простые и изящные технические решения, применяемые в конструкции, проверенный тысячами летательных аппаратов бензиновый двигатель Lycoming делают вертолет надежным и экономичным.

Вертолет Robinson имеет МАКовский сертификат типа. В настоящее время только в РФ зарегистрировано около 200 вертолетов этой марки (в РБ пока 5). Вертолет легок, красив и миниатюрен. Эта миниатюрность и вызывает у бывалых пилотов снисходительное отношение к самым популярным частным вертолетам, однако статистика авиационных происшествий заставляет относиться к вертолетам Robinson достаточно серьезно.

Анализ аварийности вертолетов R-44 за период с 2010 года по 2014 год показывает:

1. Вне зависимости от региона цепь развития трагических событий одна и та же: несанкционированный взлет - потеря ориентиров - столкновение с препятствиями.

2. Основная причина аварийности - столкновения и потеря пространственного положения - свидетельствует о крайне низкой профессиональной подготовке пилотов-любителей.

3. Соотношение числа аварий и катастроф - 50/50 (каждое второе происшествие заканчивается катастрофой), тяжесть последствий у нас хуже, чем во всем мире. Пилоты совершенно не подготовлены «держать удар», оказавшись в аварийной ситуации, летчик не способен ее переломить и благополучно завершить полет.

4. Более 60% аварий и катастроф приходится на несанкционированный взлет - показатель отсутствия дисциплины летного состава.

Только в Московской воздушной зоне (МВЗ) в период с 01.01.2010 г. по 26.11.2010г. Центральным управлением Росаэронавигации было расследовано 5 случаев полетов, не опознанных ВС, без ведения радиосвязи, с пересечением посадочных курсов и створов взлетно-посадочных полос аэродромов Московской воздушной зоны, что представляет собой прямую угрозу безопасности полетов как самих неопознанных ВС, так и ВС, совершающих регулярные рейсы. Даже если вылет является разрешенным, пилот может сообщать диспетчеру о своем нахождении в плановой точке, а фактически находится в противоположной стороне.

Проблемы в освоении R-44 в России и странах СНГ требуют системного разрешения. Основные направления:

• обучение (кроме начального обучения необходима система дальнейшего повышения профессионального уровня,), отработка действий в аварийной ситуации;

• формирование действенной системы безопасности полетов вертолетов АОН;

• правовое (система уведомительных и разрешительных вылетов должна быть гибкой, потенциальные воздушные «хулиганы» должны быть отстранены от полетов на начальной стадии);

• формирование наземной инфраструктуры и упорядочение полетов.

С учетом ожидаемого дальнейшего роста численности парка легких вертолетов, повышения интенсивности их использования, увеличения налета и расширения диапазонов и границ (географических, природно-климатических) полетов для существенного снижения аварийности R-44 в России и странах СНГ необходимы безотлагательные скоординированные с производителем и крупными дилерами действия властей, общественности и СМИ.

К списку новостей