Наш эксперимент: как мы летали на аэротакси

25.06.2014

В 12:45 приятная девушка Ольга забирает нас со станции метро «Восток» и везет на Боровую, попутно рассказывая про аэроклуб «АвиА-100» и о том, зачем им вообще вертолет.

– В Европе, США и даже России аэротакси – очень развитый вид туризма. И это правильно, потому что на вертолете можно добраться туда, куда на машине не проедешь и пешком не дойдешь. Чтобы приземлиться, ему всего-то нужен квадрат 20 на 20, и никаких полос, чтобы взлететь. Вот поэтому и решили развивать это направление в Беларуси, тут есть очень много недоступных мест. Вот недавно ребята летали на рыбалку на Припять. Говорят, что добраться до мест, куда они попали, по земле невозможно.

Заезжаем на территорию, огражденную забором, и видим большой ангар. Тут есть комната планирования и разбора полетов, где можно отдохнуть и попить чай. Это и есть аэроклуб, а за ним на площадке стоит Robinson R44 – четырехместный легкий вертолет.

– На этой площадке может вместиться 6–7 таких «Робинсонов», – рассказывает Дмитрий Матковский, директор аэроклуба, – но пока вертолет у нас один, хотя в ближайшие планы входит покупка второго. С доставкой и растаможкой Robinson R44 обошелся в 650 тысяч долларов. В США он стоит 430 тысяч. Еще можно найти бэушный за 480 тысяч в Польше, оттуда и доставка проще. Нам привезли его в двух больших контейнерах, почти собранным. 

После того как мы удовлетворили свои меркантильные интересы относительно стоимости «такси», с нами проводят инструктаж по технике безопасности. Все довольно просто: заходить и выходить из вертолета строго по диагонали спереди, иначе задний пропеллер может немножко порубить нас на кусочки, обязательно пристегнуться перед полетом, молчать, когда пилот общается с диспетчером, рычаги и кнопочки не нажимать, связь по рации. Теперь погнали.

Чтобы разогреться и прийти в «боевую» готовность, Robinson R44 понадобилось не больше 5 минут, и после утвердительного ответа на вопрос пилота «Готовы?» мы взлетаем.

– Я даже немного вам завидую, – говорит Ольга перед нашим взлетом, – вы полетите первый раз, это незабываемые ощущения.

Ощущения действительно крутые, особенно когда взлетаешь. Эффекта добавил еще и легкий ветерок, который слегка шатал вертолет. С погодой нам повезло, солнечный день – было видно все: бесконечные леса и частные сектора.

Летим в сторону Вячи. Туда и обратно полет занимает около 15 минут.

– Летим со скоростью 80–85 узлов, это примерно 160–170 км/ч. Экономный вариант полета для двигателя. Высота 200 метров, – рассказывает нам пилот Борис. Эти 160–170 км/ч не чувствуются вообще, и мы плавно преодолеваем маршрут. – Сейчас впереди будет озеро. Мне очень оно нравится, люблю здесь летать. А вон там, левее, Дрозды – закрытая зона, поэтому мы делаем крюк, обходим ее и идем обратно, – продолжает рассказывать Борис, который периодически сообщает диспетчеру наше местонахождение.

Закрытых зон немного, в основном это какие-то военные объекты. Иногда воздушное пространство закрывают, когда идут учения или летит борт №1. Кстати, на время чемпионата вертолет аэроклуба перебазировался в Борисов – не останавливать же обучение будущих пилотов. Тем временем озеро и есть середина пути: мы плавно разворачиваемся и летим обратно.

Недалеко от аэроклуба пролетаем музей авиатехники на Боровой, который очень эффектно смотрится с воздуха. На самом деле с воздуха даже стройка смотрится по-особому.

Приземляемся в той же точке, откуда взлетели. Директор аэроклуба Дмитрий Матковский помогает нам вылезти из вертолета и ведет в помещение поить чаем.

Перед полетом Ольга предупреждала, что после десяти минут полета мы не сможем нормально разговаривать, находясь «под впечатлениями», – что, в общем-то, оказалось чистой правдой. Пока Борис разбирается с вертолетом, а мы пьем чай, к нам подсаживается инструктор-экзаменатор клуба Сергей Друй – настоящая знаменитость в авиационных кругах. Ставит перед нами торт и зефирки и начинает отвечать на вопросы.

– Почему вертолет, а не самолет?

– Ох, дайте подумать, – просит Сергей. – Наверное, когда выбирал, делал это неосознанно. А теперь понимаю, что вертолет намного красивее, чем самолет. Возможность летать на малых скоростях и вообще «висеть» в воздухе.

– А чем отличаются медицинские комиссии для пилота вертолета и для пилота самолета?

– В общем и целом все одинаково. Единственное, пилотов реактивных самолетов, где большой перепад скоростей и высот, во время комиссии в барокамеру засовывают. Вот и все отличия.

За свою карьеру с 1976 года Сергей выиграл в вертолетном спорте все, что можно было: чемпионат БССР, чемпионат СССР, чемпионат России, чемпионат Беларуси, областные соревнования, стал призером нескольких чемпионатов мира.

– В году 2005-м я уже стал инструктором. Ребята меня подкалывают: Серега, спасибо, потому что ты бы и сейчас все выигрывал. Но мне нравится учить, я горжусь, что мои курсанты продолжили мое начинание.

Курсанты у Сергея оказались не хуже него самого.

– В Европе, как правило, турниры по вертолетному спорту проходят вместе. То есть открытый чемпионат Германии, Австрии, Швейцарии, Англии. Все рядышком, в одной стране, в одно и то же время. Так вот, мой бывший ученик однажды умудрился за один раз выиграть открытый чемпионат Германии, открытый чемпионат Австрии и открытый чемпионат Швейцарии.

К нам подсаживается директор аэроклуба Дмитрий и рассказывает о деталях открытия бизнеса.

– В марте этого года мы прошли сертификацию, получили от Департамента авиации нужные документы, и вот так организовался вертолетный клуб. Мы осуществляем маленькие полеты – это минут 15, – говорит Дмитрий. – Делаем и получасовые: за это время успеваем облететь весь Минск вдоль кольцевой. В более длительные маршруты включаем Линию Сталина. Есть еще индивидуальное планирование по договоренности с заказчиком. Заказать полет можно куда угодно, главное – чтобы конечная точка не оказалась в запретной зоне. Захочет кто-нибудь свою дачу под Брестом посмотреть – мы отвезем.

Как говорит Дмитрий, сейчас один час на аэротакси стоит пять с половиной миллионов белорусских рублей. И заказов много: во-первых, лето, во-вторых, свадьбы, в-третьих, подарки на дни рождения. На прощание нас приглашают приезжать осенью, когда листья желтеют и опадают.

– Вам понравится даже больше, чем сейчас, – утверждает Сергей, провожая нас к выходу. И такому человеку нельзя не поверить.

Аэроклуб «АВИА-100»: д. Боровая, 7. Тел.: +375 17 233 33 33; +375 44 777 2 55, +375 44 777 8 555.

К списку новостей